Злобная рецензия на Томаса Гэда
Томас Гэд, будучи практикующим рекламистом, мог бы написать сборник историй про успешные марки, и, возможно, такую книгу было бы интересно читать. Но он решил сделать нечто большее и создал свою теорию брендинга, каковую и изложил в книге. Всякая теория брендинга должна для начала предложить некую модель, структуру бренда, говоря проще, предложить набор полочек, на которые бренды и будут раскладываться. Кстати, Валентин Перция в журнале «Рекламные идеи – YES!» (№ 4/2001) рассматривает несколько таких этажерок, предназначенных для анализа брендов.
Вот и Томас Гэд предлагает свой набор из четырех полочек, которые он для пущей солидности называет измерениями. Кстати, именно поэтому книга и называется «4D брендинг». Цитирую:
1. Функциональное измерение (касается восприятия полезности продукта или услуги, ассоциируемой с брендом).
2. Социальное измерение (касается способности идентифицировать себя с определенной общественной группой).
3. Духовное измерение (восприятие глобальной или локальной ответственности). Сюда можно отнести духовные ценности, разделяемые брендом и его потребителями.
4. Ментальное измерение (способность поддерживать человека). Говоря по-простому — это то, что бренд дает для личных ощущений потребителя.
Честно говоря, первые три параметра мне понятны и очевидны, они в той или иной степени присутствуют в каждой из известных мне моделей бренда. Смысл четвертого параметра мне непонятен. Несмотря на обилие примеров в книге Гэда, я так и не уловил, чем ментальная характеристика бренда существенно отличается от функциональной.
Определив эти параметры-измерения, Томас Гэд не оставляет их существовать в виде списка, а раскладывает по координатным осям. По вертикали он откладывает с одной стороны функциональное измерение, а с другой духовное, противопоставляя их друг другу. По горизонтали — социальное измерение противопоставляет ментальному.
И получается что-то вроде креста на плоскости, который Гэд заштриховывает особым образом красивыми гладкими линиями, и получившейся фигуре дает не менее красивое наименование — Мыслительное поле бренда™. (Сразу узнаю в Томасе специалиста по товарным знакам — придумал что-то и быстренько регистрирует. Это чтобы теоретики-конкуренты не смогли использовать столь ценное ноу-хау.)
Комизм ситуации заключается в том, что, анонсировав в названии книги четырехмерную модель бренда, Томас незаметно для самого себя уложил ее в плоскую двумерную структуру. Хотя, с другой стороны, я его понимаю! Назови он свою книгу «2D брендинг» — и эффект уже не тот! Маловато как-то, несолидно.
Еще одна цитата.
Эти четыре измерения — функциональное, социальное, ментальное и духовное — дают основу для понимания подлинной природы и будущего потенциала бренда. Ни один бренд не существует только в одном измерении. Самое сложное — определить, где эти измерения пересекаются. То, что я называю Мыслительным полем бренда™, это способ представить бренд во всех четырех планах. Вы можете считать это рисунком, размещенным в 4-мерном пространстве. Говоря проще, это вид бренда во всех четырех измерениях.
Из этого фрагмента видно, что геометрия была у Томаса в школе любимым предметом, но проходил он ее очень давно и помнит весьма смутно, иначе не выдавал бы такую абракадабру из геометрических терминов.
Создав «Мыслительное поле бренда», Томас Гэд не успокаивается, и вводит новое понятие — Бренд-код™.
И здесь Томас продолжает проявлять свою любовь к начертательной геометрии и даже к биологии:
Модель Бренд-кода напоминает паука и состоит из шести частей, или областей, а также является их синтезом. Это области:
* Продукт/полезность, польза
* Позиционирование
* Стиль
* Миссия
* Концепция развития, видение
* Ценности
Кто бы спорил, все эти характеристики абсолютно необходимы для описания марки. Одного не могу взять в толк, зачем он паукообразную фигуру нарисовал? Почему не оставил все, как есть, списком?
Нарисовав паука, Томас не успокаивается, а помещает Бренд-код™ в центр Мыслительного поля бренда™ и обзывает получившуюся картинку Генератором активности бренда (почему-то без ТМ).
Но и это еще не все. Накрыв Генератор активности бренда шестиугольником, Томас создает Оболочку бренда. Все!
Не стоит думать, что я являюсь закоренелым противником использования математических понятий и геометрических аналогий в маркетинге. Просто я не люблю лишних сущностей. Всякая аналогия должна быть оправданна. Вот, к примеру, Абрахам Маслоу ввел пирамиду потребностей, и никто ему слова плохого не скажет. Потому что геометрическая фигура пирамида весьма наглядно и удобно представляет любую иерархическую структуру.
А другой классик, Дэвид Аакер, разработал «десять факторов марочного капитала» и выдает их просто списком. Потому что их расположение в виде какой-нибудь фигуры ничего не добавит к его теории и, вообще, не имеет смысла. А ведь мог бы в колесо в виде спиц вставить, или свиньей построить. Скажу прямо, по сравнению с Томасом Гэдом, Дэвид Аакер — простачок! Был бы поумней — написал бы книгу «10D брендинг»! То-то был бы деловой бестселлер!
Обильное, бессмысленное и некорректное использование научных и наукоподобных терминов есть прямой признак шарлатанства и антинаучного мышления автора.
Вот, астрологи, к примеру, очень любят выглядеть по-научному:
В момент наступления события F, связанного с событием Е, транзитное положение TPF сигнификатора PF событие F должно иметь некоторый аспект с асцендентом ASCE момента события Е.
Это утверждение я нашел, где бы вы думали? На астрологическом сайте astrologer.ru в разделе «Теория» (статья «Астрологическая теорема Гермеса Трисмегиста В.В.Г.»). Внушает! Сразу видно, астрология это вам не чепуха на постном масле, а целая наука со своими аксиомами и теоремами! Вот и Томас Гэд от астрологов не отстает, а смело «пересекает измерения», создавая свой научно-фантастический мир. Как тут не вспомнить героев одного из произведений Стругацких, которые играли в «морской бой в Банаховых пространствах». Банахово пространство — заурядное математическое понятие, и сатирики Стругацкие использовали его для создания комического эффекта. В отличие от них Томас предельно серьезен.
Впрочем, как маркетолог маркетолога, я могу понять Томаса Гэда. Абсолютно ясно, что ему нужно производить впечатление на клиентов, и для этого желательно быть немного непонятным и выглядеть по-профессорски. Более того, я разделяю Томасову слабость к красивым терминам и картинкам. Чего уж там! Грешен! Но есть вещи, которые нельзя прощать. На четвертой обложке книги приведен следующий многообещающий текст:
Компании инвестируют целые состояния в создание и на поддержку своих брендов. Большая часть этих денег тратится без какой-либо ясной цели и возможности оценки результата. 4D-БРЕНДИНГ предлагает эффективный алгоритм для анализа и оценки результатов брендинга, подкрепляя это множеством фактов.
С первыми двумя тезисами из этого пассажа спорить не буду. А про третий заявляю — это наглая и бесстыжая ложь! В книге Томаса Гэда не предложено никакого алгоритма для оценки результатов брендинга! Глава с названием «Оценка брендов по четырем измерениям» в книге имеется. И разложение по осям подразумевает, что какие-то показатели будут мерить и на этих осях откладывать. И даже картинка с каким-то несимметричным (видимо, неправильным) Мыслительным полем некоего бренда X есть.
Но вот как можно померить Функциональную или Ментальную характеристики бренда, этого старина Томас не объясняет. Да и никто никогда вам этого не объяснит. Можно измерить известность бренда или степень лояльности к нему, можно оценить рыночную стоимость бренда, можно, наконец, подсчитать, сколько пива я смог бы купить на 500 руб., если бы не отдал их за эту нелепую книгу. Но измерить Духовную составляющую бренда, то бишь, разделяемые брендом ценности, — невозможно! Нет таких единиц, в которых моральные ценности меряют! Функциональные, социальные и ментальные характеристики бренда также не поддаются измерению и сравнению. А посему заявляю: «Революционная четырехмерная модель 4D брендинга» это в лучшем случае бесполезная блажь, а в худшем — сознательное шарлатанство.
О переводе. Перевод у книги неплохой, твердая четверка с плюсом. Пятерки не ставлю потому, что в паре мест мне-таки пришлось домыслить за переводчика, что же хотел сказать автор.
О стиле. Книга читается тяжело, несмотря на то, что автор в некоторых местах пытается каламбурить. Я лично с большим трудом ее осилил. Когда 20 лет тому назад, будучи студентом матфака я штудировал учебники, скажем, по дифференциальным уравнениям, разобраться тоже было очень трудно. Но там-то была лютая математика. Как можно написать такую скучную книгу о брендах — мне не понять.
P. S. Вам повезло. Вы можете не читать эту книгу. Я прочитал ее за вас.
Комментарии
Немного HTML кода:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Подписаться на RSS-ленту комментариев