Остров Сахалин: доты, рыбаки и лопухи
В субботу была запланирована рыбалка. Сбор назначили у так называемой «стены». «Стена» — это стена южно-сахалинского пивкомбината, сюда приезжает затариваться пивом все местное население, ну и, естественно, с утра приходят страждущие поправлять здоровье. После вчерашнего банкета мы абсолютно закономерно влились в их стройные ряды.
Вот портрет местного колдыря, терпеливо дожидавшегося и допивавшего оставленное другими пиво. А взгляд у него — бывшего интеллигентного человека.
Дима Никулин пиво с утра не пил, ждал в машине, но отражение в стекле уж больно символичное получилось.
Наконец, появился Женя Грошев. Он отлично смотрелся в майке, которую ему вчера вручили на 50-летие.
Мы обратили его внимание на щит с поздравлением, стоявший неподалеку. Женя обрадовался, только немного удивился обращению в женском роде.
Володя Логинов оделся на рыбалку слишком легко, был подвергнут уничижительной критике и на ближайшем базарчике купил себе подходящую одежду. Теперь он абсолютно комильфо в контексте крючка и поплавка.
было стало
Ехать на речку планировалось на вахтовом КАМАЗе. Это транспорт, на котором рабочих-вахтовиков возят в отдаленные места. Обычный-то автобус в рыбные места не пройдет. Поскольку готовились к большой рыбалке, КАМАЗ основательно загрузили «Русским стандартом».
Итак, мы выехали навстречу неизвестности. Путь наш лежал из Южно-Сахалинска на юг (вниз по карте) и потом чуть налево, вдоль берега моря до устья речушки Тамбовки, где мы и собирались рыбачить. Расстояние около 80 километров мы преодолевали более трех часов и это легко объяснить.
Сначала дорога была асфальтированной и даже имела разметку.
Потом дорога стала раздолбанной, прекратила прикидываться культурной, но маленькие сахалинские речки мы переезжали все же по мостикам.
На финальном отрезки пути дорога исчезла как класс. Не верьте карте, друзья! Нет никакой дороги, ведущей к мысу Крильон и к проливу Лаперуза! Есть крутой морской берег и небольшая пологая отмель вдоль него. Во время отлива по ней можно ехать, во время прилива — не рекомендуется. Хотя смельчаки иной раз и находятся, как нам с удовольствием рассказывали аборигены. Мы ехали во время отлива, заезжая левым колесом в соленую пену прибоя. Нет дороги — нет и мостов, поэтому мы вброд форсировали неглубокие и спокойные (пока не пришел тайфун) островные речки. КАМАЗ аккуратно заезжал в воду по ступицу, а потом выезжал на другой берег.
Временами водитель останавливался, чтобы долить куда-то в механизм все время выкипавшую воду, мы вываливались из кунга и начинали фотографироваться и изучать местные артефакты. На этом снимке ваш покорный слуга лезет в речушку, чтобы набрать раковин для младшей дочери Анны (недолго же она ими играла). Здесь самое время сообщить, что этот снимок и многие другие в репортаже сделаны Ириной Рудневой, за что ей отдельное спасибо.
Разумеется, мы не могли удержаться от соблазна поснимать знаменитые сахалинские лопухи. Климат на острове если и не субтропический, то близкий к нему и, поэтому, некоторые растения вымахивают до гипертрофированных, гигантских размеров. Не стоит думать, что лопух — растение абсолютно бесполезное. Во-первых, его научились употреблять в пищу местные корейцы. Никто другой не употребляет, а они как-то вываривают по многу часов и таки едят. Во-вторых, лопухи очень нужны путешественникам в связи с полным отсутствием дорожной инфраструктуры и, в частности, туалетов. Нет сортиров — и не надо! Ушел «в лопухи» и сразу тебе счастье. И, в-третьих, они замечательно работают местной достопримечательностью, позволяя туристам делать эффектные снимки на тему «лопухи среди лопухов». Вот сколько пользы от ничем, казалось бы, не примечательного растения, а вы говорите «сорняк»!
Мы ехали вдоль моря и с неумолимой регулярностью между дорогой и береговой кромкой видели некие пятнистые возвышения. «Это доты» — коротко пояснил Женя Грошев. Во время одной из многочисленных остановок мы решили лично убедиться в том, насколько крепка оборона российской границы. Подход к доту преграждала грозная табличка, но нас она не остановила. По крайней мере, изнутри — граница прозрачна.
С туристической непосредственностью Петя Винс оседлал заклепанную пушку и она из грозной метафоры смерти сразу же превратилась в символ жизнелюбия и плодородия. Греческий божок Приап нервно курит в сторонке.
Дот (долговременная огневая точка) представлял собой забетонированное углубление в земле с вмонтированной в него башней танка Т-60, бдительно смотрящей в сторону океана. У дота есть отдельный вход, но внутрь попасть не удалось, железная дверь заварена наглухо. Надо отметить, выход из дота ведет не прямо на поверхность земли, а в траншею, поросшую густой травой.
Если пойти вдоль этой траншеи, то увидишь нечто вроде наблюдательного пункта, а от него отходит траншея в другую сторону и идет уже к другому доту. И так на протяжении нескольких десятков километров — танки, траншеи и наблюдательные пункты. Оборонительная инфраструктура, если можно так выразиться. По-моему, абсолютно бессмысленная затея — пытаться защитить остров, понастроив доты вдоль ВСЕЙ береговой линии. Корабельные орудия гораздо мощнее и, если коварный враг захочет высадить десант, он сначала несколькими выстрелами крупнокалиберных орудий раздавит эти вкопанные танки, как скорлупки. Чтобы эффективно оборонять остров, нужна хорошая дорога вдоль всей береговой линии, чтобы можно было в нужное место быстро подвезти орудия или войска. Это в России хорошо известно еще со времен позорной Крымской войны 1853-1856 гг. Но дороги на Сахалине нет, а доты — в изобилии.
После осмотра дота у меня случилась мелкая неприятность. Какие-то люди, крутившиеся рядом с дорогой, попросили нас помочь вытащить застрявший в рыхлой почве джип. Как они смогли переехать оборонительную траншею — отдельный вопрос. Мы, движимые человеколюбием, пошли толкать механизм. Поначалу я только снимал этот процесс, а потом, поскольку дело не шло, и сам решил подналечь.
И, в результате, пострадал от третьего закона Ньютона, который объясняет, что происходит с двумя взаимодействующими телами. А именно, третий закон Ньютона утверждает: сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия. То есть джип мы вытолкнули, но моя левая нога по щиколотку ушла в почву и достал я ее уже без туфли. Туфлю достал отдельно и долго еще сушил и отскребал ее, расхаживая по сахалинской земле в одном носке.
Пока ехали, дважды или трижды натыкались на стоянки рыбаков-промысловиков. Жалкое зрелище, вагончики и покосившиеся хибарки. На всех сооружениях печать временности, ничего постоянного, капитального или хотя бы свежевыкрашенного. Быстро рвануть и убежать. С момента ухода японцев с острова, никто по-серьезному его не осваивал, да и не собирается. Конечно, повезло, нашли углеводороды, но это на севере. А южное побережье безлюдно, руки до него не доходят и, тем более, ноги. Понятно, что 120 миллионов жителей страны восходящего солнца, живущие друг у друга на головах, воспринимают это, как вопиющую несправедливость.
Не знаю, браконьерствуют ли эти рыбаки, но они просили не фотографировать их. С оборудованием у них, кстати, все в порядке: моторные лодки, сети, самосвал и даже автокран. Зачем им автокран-то? Сети вытаскивать?
Затем за нас взялся Саша, владелец всего этого мощного бизнеса по организации экстремального отдыха. Он показал, как пользоваться спиннингом и сказал, что у неопытных рыбаков на красную блесну лучше всего клюет. Мы тут же разобрали со стола красные блесны. Кроме того, Саша предупредил, чтобы мы далеко не уходили, «а то недавно здесь медведя видели». «Если встретите медведя, — неторопливо пояснил он. — Убегать не надо, погонится как за добычей, смотреть в глаза не надо, воспримет как агрессию, надо спокойно пятится задом и отходить, отходить, отходить. Медведь просто так на человека не нападает. А отходить надо так: шаг влево, шаг назад, шаг вправо, шаг назад, шаг влево, шаг назад и так далее. Кстати, кто знает, почему именно так, а не по прямой?». Мы не знали, мы медведей только в цирке видели. Саша оглядел нас и значительно произнес: «Чтобы в собственное дерьмо не наступить». Мы охотно согласились.
Насытившись, я подобрел и приступил к портретной съемке. Вот такие они — жители Сахалина — радушные, гостеприимные и немного стеснительные. |
Комментарии (11) Оставить комментарий
1. Севостьянов | Август 3rd, 2009 в 7:14
Саша! Надеюсь будет продолжение. Жду рыбалку)))
2А взгляд у него — бывшего интеллигентного человека.
Хм…. а я думал бывших интеллигентов не бываем…. Звание даётся раз в жизни и на всегда)))
2. Алексей Радкевич | Август 5th, 2009 в 11:04
Надо ракушек было везти дочери Александ Сергеевич, они интереснее.
3. Найк Карлсон (Format Film) | Август 5th, 2009 в 18:55
2На этом снимке ваш покорный слуга лезет в речушку, чтобы набрать раковин для младшей дочери Анны (недолго же она ими играла).
Эх…. что может быть лучше гребешков? Разве что только песчанки)
4. Крадущийся | Август 7th, 2009 в 20:03
Что-то обувь у Вас для залезания в речку ну совсем неподходящая. Вот Вам на рынок за резиновыми сапогами зайти совсем не помешало бы.
5. Инкогнито | Август 10th, 2009 в 23:26
«…Петя Винс оседлал заклепанную пушку …»
Классику надо знать! Я не уверена, что это оригинальный клип, его вначале запретили, потом выпустили в урезанном варианте. Шум был страшный.
http://vodpod.com/watch/1590627-if-i-could-turn-back-time
6. Найк Карлсон (Format Film) | Август 24th, 2009 в 16:37
Ха-ха) Дочитал! А что за рыбка-то? Форель речная?
7. Александр Филюрин | Август 24th, 2009 в 16:49
Сима (Oncorhynchus masu) — самый древний вид тихоокеанских лососей. Она наиболее близка к предку всего рода — радужной форели или какой-то подобной ей рыбе, Кстати, у молоди симы на боках есть оранжевая полоска, менее яркая, чем у радужной форели, но четко различимая.
Этот теплолюбивый лосось встречается только на азиатском побережье Тихого океана. Жилая форма симы обитает в горных реках Японии и Тайваня и занимает экологическую нишу форели, проходная — заходит в реки Японии, Кореи, Сахалина, Приморья и Южной Камчатки.
Сима-серебрянка внешне похожа на кижуча или мелкую чавычу, однако черные пятна на ее теле крупнее и их значительно больше. Они покрывают спину и бока рыбы, а также спинной и хвостовой плавники. Сима в брачном наряде окрашена очень ярко: ее оливковое тело покрыто поперечными красными и малиновыми полосами. Молодь симы имеет зеленый металлический отлив (мальки кижуча выглядят серо-желтыми) и четко очерченные овальные мальковые полосы.
8. Севостьянов | Август 25th, 2009 в 11:20
Спасибо……)))
9. Имярек | Август 31st, 2009 в 16:09
В каком же состоянии находился сотрудник лицензионного лова Тарутаев А. А., так «грамотно» заполнивший лицензию?
10. Е.Н. | Август 31st, 2009 в 20:37
Лицензия составлена достаточно удобно рубли, копейки (ненужное вычеркнуть).
А вот имя срисовано из какого-то другого паспорта.
Александр Сергеевич, точно не из вашего.
Потому и не ловилось…
11. Bombarman | Май 2nd, 2013 в 19:38
А вы рыбу выловленную ели то хоть? А то смотри,местные «аборигены» и наказать могут
Комментарии
Немного HTML кода:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Подписаться на RSS-ленту комментариев