«Пламя Парижа». Балет Асафьева в Новате
Трехактный балет оставил двойственные впечатления. Вроде, все как положено: оркестр звучит замечательно, декорации дорогие, костюмы яркие, балерины и танцовщики молодые, красивые, летучие, просто загляденье! Особенно во втором акте. Но, в целом, скучновато, неинтересно, не завораживает, не заставляет сопереживать героям, не ошеломляет давно известным, но от этого не менее бессмертным сюжетом. Почему? Ну, во-первых, связного сюжета в постановке нет. Вы будете смеяться, но даже такому условному искусству как балет, требуется крепкая сюжетная основа. Мы, зрители, должны понимать мотивы действий персонажа, «отчего это он так взъярился, что аж в пляс бросился?». |
Даже купив программку с «кратким содержанием», я не понял, кто там главный герой/героиня и зачем они в финале поженились.
Во-вторых, спектакль чуть менее, чем полностью состоит из дивертисментов, в нем почти нет балетных сцен, двигающих сюжет (может, потому что нет сюжета?). Я не против дивертисментов, например, вторая половина «Шелкунчика» это дивертисмент: танец феи Драже, испанский танец, арабский танец, китайский танец и т.п. Но в первой половине легендарного балета артисты средствами танца изображают войну кукол с мышами, метафорическую борьбу сказочного добра со сказочным злом. Там за положительных героев страшно, вдруг, мыши победят?
А в «Пламени»: первый акт — дивертисмент в королевском дворце — знать развлекается и танцует, второй акт — дивертисмент на площади — восставший народ пришедший из разных областей по очереди танцует, третий акт — дивертисмент опять на площади — победивший народ празднует победу революции и опять по очереди танцует. Такое ощущение, что не спектакль смотришь, а юбилейный сборный концерт. Номера чередуются, а связи между ними нет.
В-третьих, музыка в балете неинтересна, несамостоятельна, вторична, местами просто скучна. Борис Асафьев хоть и состоял в должности председателя Союза Композиторов СССР, по сути является советским композитором третьего, а то и четвертого ряда. Музыка в «Пламени Парижа» это более или менее подходящий аккомпанемент к танцам. «Жизель» балет известный, а вспомните вы хоть одну тему композитора Адана? «Дон Кихот» популярный балет, а сможете насвистеть что-нибудь из Минкуса? Это вам не номера из «Щелкунчика», которые вы назусть, которые растасканы по разным фильмам-спектаклям-рекламным роликам и затерты до дыр. Это вам не «Танец с саблями» из хачатуряновского «Спартака», который вы хоть среди ночи разбуди*.
Здесь более компетентный человек высказался. Умолкаю перед авторитетом специалиста:
Ирина Яськевич. «Пламя Парижа»: Манифесты и триумфы НОВАТА
Фотографии Виктора Дмитриева похищены мною с сайта театра.
* — Шутка юмора для знатоков.
Комментарии
Немного HTML кода:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Подписаться на RSS-ленту комментариев