Выборы президента. Хроника участка № 1888
6:30 Чтобы приехать к 6:30 пришлось встать в 5 утра. Давненько не вставал я в такую рань. Проверяли КОИБы, испортили 16 бюллетеней. КОИБы разговаривают женским голосом. КОИБы все знают о выборах и бюллетенях. КОИБы своей безапелляционностью снижают мою самооценку.
КОИБ — это комплекс обработки избирательных бюллетеней, в обиходе также называется электронная урна — электронное устройство для автоматизированного подсчёта голосов. Это сканер со встроенным процессором и соответствующей программой. Несколько КОИБов можно связать в сеть и получить просуммированные данные. К ним подключается принтер, чтобы распечатать протокол. В главный КОИБ вставляется флешка для сбора данных и передачи в ЦИК. Где находится программа управляющая КОИБом не знаю, подозреваю, что загружается с флешки. КОИБы очень облегчают работу, потому что считают быстро и без арифметических ошибок, но и простор для подтасовок они оставляют большой. С интернетом они не связаны, но и перепрограммировать их по вайфаю тоже не проблема. Думаю, пока еще жулики и воры не научились это делать, но со временем обязательно научатся.
6:40 Участок находится в сельхозинституте, на улице Добролюбова, 160. В участковой комиссии 6 женщин-преподавателей и 4 студента. Женщины богобоязненные, замотанные жизнью и выборами. Приняли меня как неизбежное зло.
6:50 Неизбежному злу выделили для штаб-квартиры институтскую аудиторию. Я расположился там по-царски. В интернетах читал о жутких условиях, которые создают наблюдателям в некоторых уиках, передвигаться по участку не дают, к розеткам не подпускают и, вообще, терроризируют. У нас все конструктивно.
7:00 Пришел полицейский из Октябрьского отдела. Парень улыбчивый, симпатичный. Представился: старший лейтенант Саркис Хачикович Бабунян. Потом еще одна дама пришла в милицейской форме. Теперь мы надежно защищены от посягательств.
7:30 Пришли еще наблюдатели. От Единой России юноша Антон, от коммунистов девочка Аня. И от штаба Путина две девочки: Ирина и Аня. Наблюдатели они тихие и безобидные. Сели в углу и о своем шепчутся, шухеру только я навожу.
7:40 Торжественно опечатали урны. Два КОИБа, одну обычную резервную и две переносных, типа «чемоданчик». УФП (увеличенная форма протокола) висит на месте и в нее внесены первые цифры. Участок готов к голосованию.
8:00 Председатель комиссии Людмила Михайловна Блескина объявила, что в ТИКе выдали 1500 бюллетеней и пора начинать голосование. Я потребовал пересчитать бюллетени, она удивилась, но повела пересчитывать. Сейф с бюллетенями стоит в отдельном кабинете. Пересчитали, примерно совпало.
8:10 Голосование понемногу пошло. Я заполняю Дорожную Карту, выданную в штабе. Нудная бюрократическая работа. Пока что на участке все аккуратно. Если и есть нарушения, то мелкие, легко устранимые, не со зла, а по запарке. В голову закрадывается предательская мысль — а может, здесь никто не собирается жульничать? Мужественно гоню ее от себя! Презумпция виновности.
8:30 Первоначальная волна голосующих угасла. Обошел всех девушек, выдающих бюллетени, попросил пролистать книги избирателей. Пометок не нашел. Обнаружил, что на титульных листах книг нет числа общего количества книг. Попросил, чтобы дописали.
9:10 Один молодой избиратель получил бюллетень и попытался его унести с собой не голосуя. Его остановили, стали убеждать проголосовать, тогда он достал заранее приготовленную в двух экземплярах жалобу и вручил ее председателю комиссии. Председатель жалобу зафиксировала, печать поставила и один экземпляр вернула заявителю.
Вот что я скажу тебе, Игорь Михайлович! Чем дурацкие бумажки писать, уику на ЦИК жаловаться, лучше шел бы в наблюдатели! А то мне одному тут за всем не уследить.
9:20 Отправляем две бригады для голосования на дому. Поступила 41 письменная и телефонная заявка от пенсионеров. Каждой бригаде дается по 25 бюллетеней. Аня из путинского штаба идет с одной бригадой. Вторая бригада уходит без наблюдателя. Аня, которая от коммунистов, куда-то убежала.
9:40 Решил сам проголосовать, недаром же я ходил за открепительным. Меня аккуратно вписали в дополнительный список и оторвали корешок от открепительного удостоверения.
10:10 Наш участок посетила девушка-шлимазл. Бывают такие люди, не от мира сего. Она взяла бюллетень и отправилась поперек толпы к скамейке наблюдателей, подошла и с надеждой спросила: «Где здесь поставить галочку?» «В кабинке», — ответили заранее проинструктированные наблюдатели. Она ушла в кабинку, поставила галочку и снова понесла бланк наблюдателям в вытянутой руке. «В урну», — махнули правой рукой наблюдатели. Когда она уходила, успешно завершив процесс голосования, мы очарованно провожали ее глазами.
10:30 По поводу способа фальсификаций описанных в блоге питерского яблочника Кирилла Страхова. Речь там шла об инструкции к веб-камере, которые должны подписать все члены уика, а потом этот лист можно выдернуть и впечатать туда сфальсифицированный протокол. Я пристал к нашему председателю Людмиле Блескиной с просьбой показать все документы, которыми сопровождались эти веб-камеры. Мы посмотрели соответствующие бумаги в комнатке уика, мы сходили к Бескиной в кабинет, там были какие-то двусторонние акты приемки-передачи, но ничего похожего на питерские подделки не было.
11:00 Сходил на улицу. На площадке перед сельхозинститутом гулянье. Жарят шашлыки, поет художественная самодеятельность, газелька подвозит избирателей. На «карусель» не похоже.
11:20 Правый КОИБ сломался и не жрет бюллетени. Человеческим голосом говорит: «Загрязнение линейки. Считывающая поверхность линейки загрязнена» и требует почистить сканер. Зампред комиссии Оксана Петровская сбегала за специальной лопаточкой, окунула ее в водку и почистила щель приемного устройства. Но КОИБ все равно отказывается жрать бюллетени и требует, чтоб его почистили. Оксана опять пошла за водкой. Боюсь, к завершению выборов правый КОИБ станет законченным алкоголиком.
Левый КОИБ продолжает работать. Если и он запачкается — придется нам считать вручную.
11:30 Председатель Блескина сообщила, что проголосовало уже 270 человек.
11:40 Из толпы избирателей подошел какой-то толстый мужик и агрессивно стал возмущаться тем, что я фотографирую.
— Вы кто? — спросил я и шагнул к нему.
— А вы?
— Я член избирательной комиссии от штаба Прохорова.
— А я ректор.
— И что?
Тут его подхватили сотрудницы уика и стали шептать, что съемка нынче разрешена. Он ушел, ворча, что есть, мол, веб-камеры и этого достаточно.
— Это наш ректор, — жалобно пояснил мне кто-то из сотрудников института и по совместительству членов комиссии.
— Это он вам ректор, — злобно ответил я.
12:00 Приехали мастеровые и починили правый КОИБ. Видимо, налили ему водки по-мужски.
12:10 Позвонил Андрей Гладченко и предложил «передать привет другу». Он нашел веб-камеру, установленную на моем 1888 участке и я ему помахал рукой. Если кому помахать рукой — звоните, я помашу, мне не жалко.
12:20 Вернулись две группы носившие чемоданчики для голосования на дому. Я потребовал составить акты, но мне сказали, что они еще раз поедут и акты будем составлять в 8 вечера, когда они вернутся уже совсем, окончательно.
13:10 Ушел в свою аудиторию и плотно пообедал. Счастье есть. Есть много и жадно. Супруга собрала меня на эти выборы, как подводную лодку в автономное плавание.
13:50 Председатель Блескина сообщила, что в КОИБы проголосовало уже 615 избирателей.
14:10 Собрали все заявки от пожилых избирателей и еще раз отправили бригаду для голосования на дому. Ушли члены уика Шульга и Маргаринт. Я предложил сходить с ними наблюдателю от ЕР Антону. Тот нехотя согласился. У них в списке 10 адресов, 15 бюллетеней и 16 бланков заявлений.
15:50 Вернулась бригада после голосования на дому. Прошлись по десяти адресам, пара бабушек отказалась голосовать.
16:00 Позвонила Таня Ельцова, стал под веб-камеру, передал привет.
16:10 Голосование идет волнами, некоторое время участок пустует и вдруг его накрывает людская волна. Почему так — я не знаю. Может, передача какая по ящику кончается и люди идут голосовать, может, автобусы так ходят? После обеда размер набегающей волны сильно уменьшился, пошли те, кто любит поспать до двенадцати.
16:20 Процедура голосования со стороны выглядит так: человек кладет бюллетень на поверхность КОИБа, сканер втягивает заполненный бланк, избиратель разворачивается и, уже уходя, слышит в спину: «Здравствуйте! Бюллетень обработан, спасибо!» Логичнее было бы без «Здравствуйте!» Ну или поставить емкостное реле, чтобы урна здоровалась заранее, когда избиратель еще подходит.
Некоторые вежливо отвечают урне «До свиданья» или еще как-то пытаются с ней общаться. Человека, разговаривающего с телевизором, мы все уже видели, а теперь появляется новый тип — человек, беседующий с избирательной урной.
16:30 Как я заметил, большинство избирателей приятно удивляется существованию говорящей урны. Многие слышали про путинские веб-камеры и пытаются приветственно помахать неведомому зрителю. Некоторые спрашивают, будет ли концерт и, узнав что не будет, сильно огорчаются. Выборы как развлечение, как шоу, в этом что-то есть!
16:50 Ко мне на участок заехал Андрей Гладченко, выпили чаю. Он рассказал о многочисленных нарушениях в Москве и Новосибирской области и подивился тихой обстановке в моей комиссии. Андрей сказал, что мой репортаж перепечатывает новостной портал Сибкрай.ру. Братский привет читателям Сибкрая!
17:10 На мой исконный 1888 участок приехал какой-то парень из штаба Прохорова и очень удивился, узнав что я здесь работаю. Сказал, что в штабе Прохорова ему не давали на меня информации. Я показал документы с синей печатью. Он важно кивнул и проинструктировал меня, что на этих выборах надо смотреть на избирателей, которых вставляют в дополнительный список, а они здесь не прописаны и открепительного талона не имеют. Это самый модный способ фальсификации. Я поклялся пресечь. Он пожал мне руку и уехал.
Похоже, в новосибирском штабе Михаила Прохорова меня потеряли и теперь я, как стойкий оловянный солдатик, буду стоять на посту пока меня не сменит старший по званию. С другой стороны Гладченко рассказал, что в Москве появилось множество фальшивых представителей Прохорова. И теперь меня терзают смутные подозрения. Попытался дозвониться в штаб, но там почему-то все время занято. Выборы у них что ли?
17:20 Попытался жестко пресечь, но ничего не получилось. Есть два дополнительных списка: в первом все проголосовавшие по открепительным и отрывные талоны имеются, во втором — все прописанные на нашем участке. Никак не могу понять, где меня на***вают!
17:30 КОИБы показывают 890 проголосовавших.
17:40 Из далекого Бирмингема написал Серега Турицын:
Саша, горжусь тобой. Привет издалека. Передай пожалуйста мой привет говорящей урне. Может, она и слышать умеет.
Отвечаю. Спасибо, за сочувствие, Серега! Пошел передавать привет говорящей урне.
18:00 Удалось-таки дозвониться до штаба. Оказалось, что в штабе меня уже нашли, а приезжала ко мне мобильная группа Сергея Сорокина.
18:40 На участке сонно-тоскливое настроение. Сонные члены комиссии, осовелые наблюдатели, зевающие полицейские. Во взглядах народца читается одна мысль: «Когда же кончится вся эта тягомотина? Неужели я не уйду домой в 21:00?». Изредка забегают очумелые избиратели и, кажется, сами удивляются, что тут еще ничего не закрылось.
И только я один бодрый и злой, готовый к последнему рывку! Только бы не уснуть. Внезапно как Штирлиц.
Они еще не знают этого, но через некоторое время они все меня будут ненавидеть! А что делать? Я не позволю неверно подсчитать голоса и перекинуть бюллетени в пользу административного кандидата! Иногда история делается маленькими, слабыми, неподготовленными людьми. В общем, делай что должно и будь что будет!
Я встал в 5 утра, но я не усну, я не уснууу, я не ус
19:00 КОИБы показывают почти 950 проголосовавших.
20:05 Избирательный участок закрыт, начинается подсчет голосов. Включил на фотоаппарате режим видеозаписи и начал все фиксировать. Дорожная Карта у меня под рукой, начинаю отслеживать соблюдение всех процедур подсчета. На этом этапе моя работа ломается. Алгоритм Дорожной Карты рассчитан на участки с ручным подсчетом голосов, а с КОИБами все происходит по-другому. Мне не удается заполнить часть Дорожной Карты, связанную с подсчетом, а это две трети документа. Добиваюсь, чтобы были пересчитаны и погашены неиспользованные бюллетени. При отрезании левого нижнего угла у пачки бюллетеней парнишка из избирательной комиссии ломает ножницы. Преподавательницы со вздохом говорят: «Он у нас спортсмен». Хорошо, что есть запасные ножницы.
20:40 Я был уверен, что дамы из избирательной комиссии запутаются в муторной арифметике с бюллетенями, но этого не произошло. КОИБ работает как безошибочная электронная таблица, какие-то цифры в него вносятся, остальные он вычисляет исходя из внесенных и, в результате, у него все сходится.
21:00 Мне звонят из штаба и спрашивают об итогах. Итоги: число избирателей — 1697; число действительных бюллетеней 1028; число испорченных (недействительных) бюллетеней — 15. Жириновский — 60; Зюганов —280; Миронов — 24; Прохоров — 145; Путин — 519.
21:05 Итоговый протокол подписали, копии выдали наблюдателям и тут-то началось самое интересное. Оказывается, веб-камеры не просто так висели, они являются мощным инструментом контроля и коммуникации. Обновленная избирательная процедура предусматривает демонстрацию итоговых протоколов и их зачитку на веб-камеры (они с микрофонами). А где-то далеко сидят члены ТИКов и ЦИКа, они все видят и все слышат, и кроме того, сигнал пишется на сервер, уходит в архив.
Под веб-камеру поставили стул, накрыли его бумажкой, усталая Людмила Михайловна влезла на него, простерла руки с протоколом к веб-камере и стала заклинать ее именем участковой избирательной комиссии № 1888. Это было похоже на страстную молитву электоральным богам, казалось, что вот-вот камера мигнет нам хитрым чуровским глазом или затопорщится его бородой.
Мне казалось, что сюрреальность происходящего очевидна всем присутствующим, но все присутствующие торжественно и печально на полном серьезе следили за происходящим. И только веселый милиционер Саркис Хачикович Бабунян подмигнул мне, мол, и не такое видали.
21:30 Уезжаю в штаб Прохорова с копией протокола. Стойкий оловянный солдатик покидает свой пост.
P.S. Я не поклонник Михаила Прохорова. Я просто пытался помешать жуликам и ворам в снова украсть выборы.
Комментарии (21) Оставить комментарий
1. Билута | Март 4th, 2012 в 6:28
А камеры то работают! Правда на вашем участке камера «комиссия» этак слегка за столбом «припряталась»))
2. Михаил | Март 4th, 2012 в 6:31
> Вторая бригада уходит без наблюдателя.
Хрю? Вас же там много, может, кто съездит с ней? Или 25 бюллетеней считаете некритичным?
3. Инкогнито | Март 4th, 2012 в 7:16
Ух ты! Правильно, наводи шухер, чтоб все по закону было. Я помню, раньше и музыка была, пирожки продавали и вкусности всякие. Пионэры нарядные возле урн стояли. Праздник людЯм создавали. А нынче что, одна политика, неинтересно.
4. Таня | Март 4th, 2012 в 8:35
Работают камеры! Посмотрела на тебя и на избирательный участок, весь в колоннах. Горжусь тобой! ))
5. Чадова | Март 4th, 2012 в 8:59
Александр Сергеевич, только не присоединяйся к правому Коибу! Завтра на работу
Смешно написал.
6. Tur | Март 4th, 2012 в 13:12
Саша
тоже горжусь тобой.
привет из далека.
передай пожалуйста мой привет говорящей урне.
может она и слышать умеет.
Серега Тур
7. Татьяна (Москва) | Март 4th, 2012 в 14:54
Александр:) а подойди к веб-камере)))
8. Татьяна (Москва) | Март 4th, 2012 в 14:59
А по какому адресу ты?
9. игорь | Март 4th, 2012 в 15:04
Привет, Александр! Как я понимаю — никому не надо фальсифицировать выборы?
10. Татьяна (Москва) | Март 4th, 2012 в 15:28
Александр???! Уже час выполняю твою работу, т.е. смотрю за комиссией и урнами??! Таки где дивиденды?
11. Виталий Власов | Март 4th, 2012 в 15:44
Саша, ты молодец. А есть продолжение истории с подписью в руководство от Ростелекома?
12. Игорь Рудой | Март 4th, 2012 в 18:37
Шура! Уважаю за простые конкретные поступки. Жму руку.
Игорь Рудой
13. Таня | Март 4th, 2012 в 19:28
Что, похоже, не будет второго тура?
14. Билута | Март 4th, 2012 в 19:53
Ндааа… Ну что тут можно сказать. Каждый народ достоин…
15. Инкогнито | Март 4th, 2012 в 20:07
Завидую, у вас камеры, урны говорят. А у нас зайдешь за шторку, потюкаешь на экранчике нужное и все. А поговорить?!
Я тоже горжусь тобой, серьезно. И супруга молодец, обеспечила тыл бойцу. Хотя результаты не радуют, но все по закону.
16. Чадова | Март 4th, 2012 в 20:09
Может «народ» и достоин, конечно. А мы-то здесь причем?
17. Инкогнито | Март 4th, 2012 в 20:15
Саша, я это послала знакомому в Израиль. Все равно твой репортаж на Сибкрае есть. Если ты против, напиши.
18. Ольга Лазарева | Март 5th, 2012 в 6:12
ШИКАРНО!
19. Билута | Март 6th, 2012 в 5:38
В общем все было сделано по классическим правилам иллюзиона. Отвлекаем внимание зрителя в одну сторону, а непосредственно «фокус» происходит в совсем другой стороне.
20. Билута | Март 12th, 2012 в 19:05
…Ванька почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе встал на табуретку, и глядя в пластмасовую коробочку, про которую сказывали сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне громко стал читать:
Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную…
21. Михаил | Октябрь 14th, 2012 в 9:09
«…но и простор для подтасовок они оставляют большой. С интернетом они не связаны, но и перепрограммировать их по вайфаю тоже не проблема. Думаю, пока еще жулики и воры не научились это делать, но со временем обязательно научатся…» ….какое невежество так рассуждать …. КОИБ сертифицирован ФСТЭК (если конечно вы знаете что это за орган) поэтому какой то его взлом это чистой воды провокация, а Wi-Fi в нем нет и подавна )))
Комментарии
Немного HTML кода:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Подписаться на RSS-ленту комментариев