Красный Восток больше не алеет

Февраль 5, 2006 в 08:55 Рубрики: Нейминг, Позиционирование, Статьи

Маркетинговый фельетон

Новый год на российском пивном рынке начался с новости о продаже пивоваренной группы «Красный Восток» турецкой пивоваренной компании Efes Breweries International за 360 млн долларов.

http://www.filurin.ru/wp-content/uploads/2006/03/expert_01.jpg Аналитики сходятся на том, что цена, по которой Efes приобрел «Красный Восток», вдвое ниже прогнозной. Ожидалось, что «Красный Восток» будет продан за 730-780 миллионов долларов. Стоимость предыдущих сделок на российском пивном рынке была в 2-2,5 раза выше, если сравнивать мощности проданных предприятий и их долю на рынке. Но время, похоже, ушло, да и «Красный Восток» в последнее время сильно сдавал позиции: на его долю в 2002 году приходилось 5-7%, а в 2005-м — 3%. По данным «Красного Востока», за семь месяцев 2005 года объединение произвело всего 19,9 млн дал пива, при проектной мощности всех заводов холдинга — 130 млн дал.

http://www.filurin.ru/wp-content/uploads/2006/03/ruski3.jpg Вся эта информация означает только одно: вот и наступил момент истины. Мы, наконец, узнали, насколько успешно работали братья Айрат и Ильшат Хайруллины со всеми своими брендами. «Солодов», «Чешский стандарт» и, собственно, «Красный Восток» в сумме занимали в прошедшем году 3% рынка. Марка «Руски» (по слухам, название владельцы придумали сами) никакой доли рынка не занимала, она провалилась еще в 2002 году, сразу же по выходу, унеся с собой 2 млн долларов рекламных денег (по данным журнала «Компания», № от 23.06.2003). По-моему, это тот редкий случай, когда бренд погиб исключительно только из-за плохого названия, и уже поэтому он заслуживает быть занесенным во все российские учебники по маркетингу. 
 
Марка «Солодов» более живуча, и даже получила первое место на Бренде Года в 2001. Конечно, Бренд Года конкурс весьма специфический, может и «Солодова» наградить. В то время марка имела не очень сильное, но, все-таки, в достаточной степени уникальное позиционирование, выраженное лозунгом «За качество отвечаю!». Сегодня марка имеет совершенно невнятное позиционирование, точнее, не имеет вообще никакого, и уже поэтому не может быть успешной. Ее гордое заявление «Солодов — вкусное пиво» наверное, могло бы привлечь легковерных потребителей, если конкурирующие марки честно предлагали бы невкусное пиво, ну, или хотя бы не такое вкусное, как у легендарного «Солодова». Но подлые конкуренты в своей нескромной рекламе дают понять, что у них пиво просто изумительное. Причем, они этого впрямую не заявляют, а походя подразумевают, как само собой разумеющийся факт. У дедушки Аакера такая коммуникация (вкусное пиво) называется «входным билетом» и разъясняется, что потребителя нельзя привлечь свойством, которое он считает абсолютно обязательным для данной товарной категории. А дедушка Траут сказал бы, вероятно, что заявление «вкусное пиво» ничем не дифференцирует «Солодова» от других марок и не может служить позиционирующей идеей. Но стихийным красновосточным маркетологам заокеанские дедушки не указ!

http://www.filurin.ru/wp-content/uploads/2006/02/krv1.jpg Проанализировав информацию об этой многомиллионной сделке, легко понять, как обстоят дела у новенького, с иголочки пивкомбината, с помпой открытого «Красным Востоком» в Новосибирске в мае 2003. Судя по всему, мощности комбината были загружены в 2005 году от силы на 20%, и он производил не столько пиво, сколько хорошее впечатление. А что? Снаружи он выглядит нарядненько! Когда по васхниловской трассе мимо него пролетаешь – очень даже глаз радует!

Есть еще один бурный эпизод из жизни новосибирского «Красного Востока», о котором сейчас уместно вспомнить. В 2004 году, желая удвоить свою долю на региональном рынке, братья Хайруллины запустили в Новосибирске локальную марку в низкоценовом сегменте. Похоже, неймингом они опять же занимались сами, потому что пиво было названо «Сибирия». Прожив в Сибири более 40 лет и имея некоторое пристрастие к чтению, я ни разу со словом «Сибирия» не встречался, поэтому не знаю, где в нем ставится ударение. Слово это, хотя и ассоциируется с регионом, но звучит неестественно, вопреки русскому языку, к которому, как нам известно, у братьев-пивоваров особое отношение. Впрочем, к запуску проекта в «Красном Востоке» подошли серьезно и корреспонденту «Ведомостей» заявили, что затраты на рекламу нового бренда составят $2 млн до конца года. Дались им эти $2 млн!

http://www.filurin.ru/wp-content/uploads/2006/03/kv5.jpg Впрочем, судя потому, как рекламировалась «Сибирия», пресловутые два миллиона были-таки успешно освоены. И медийное давление было изрядное, и промо-акции косяком шли, и летний праздник на набережной Оби был устроен. А в публикуемых на правах рекламы статьях представители «Красного Востока» заявляли, что «Сибирия» – это не просто новая марка: сама рецептура пива разрабатывалась исходя из предпочтений сибирских потребителей» («Континент-Сибирь» № 20 (394), 04.06.2004). Здесь, правда, придется добавить ложку дегтя в бочку пива. Ролик был ну совсем дешевенький, на простенькой 3D-графике, и наружка в том же стиле. Основной лозунг: «Сибирия – самая большая страна в мире!».

Хочу заметить, что в ментальности жителей крупных сибирских городов нет какой-то особой гордости за необъятные просторы. Есть, скорее, самоирония по поводу всей этой тундры-тайги. Как известно, на территории Красноярского края могут разместиться Англия, Франция и Германия вместе взятые, но не хотят. В этом свете, рекламная кампания «Сибирии» воспринималась, как неуклюжая попытка польстить сибирякам не с того боку. Впрочем, это всего лишь мои личные ощущения, опросов мы не проводили. Не знаю, проводили ли опросы маркетологи «Красного Востока», но уже через год проект был свернут, как неудачный, и на магазинных полках «Сибирию» больше не видно. Это особенно удивительно, поскольку в тот же самый период в том же низкоценовом сегменте успешно развивались локальные марки «Ворсин» (Барнаульский пивоваренный завод) и «Большое пиво» (ОАО «Томское пиво»). Они и до сих пор активно присутствуют в своих регионах, а «Большое пиво» даже вышло на новосибирский рынок и весьма успешно отвоевывает позиции у «Толстяка».
Что ж, похоже, на пивном рынке завершился период бури и натиска. Рынок больше не растет, количество игроков сокращается, и маркетинговые войны переходят в фазу вязкой позиционной борьбы.
Еще раз вернемся к цифре 360 млн долларов. Ни одно из деловых изданий не сообщило, учитывалась ли в этой сумме стоимость красновосточных марок, или турки купили просто мощности. Впрочем, это мы поймем очень скоро. Если реклама «Солодова», «Чешского стандарта» и «Красного Востока» будет выходить, значит, Efes оставил их в своем портфеле. Поживем – увидим.

P.S. Кстати, а ведь всего полгода назад, в июле 2005 пивоваренная компания «Тинькофф» была продана за 201 млн долларов бельгийской InBev S.A. И с тех пор по телевизору ее рекламы не видно. Неужели бельгийцы марку списали?

Комментарии

скрыт

Немного HTML кода:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Трекбек для записи  |  Подписаться на RSS-ленту комментариев


Календарь

Февраль 2006
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Мар »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Рубрики

Ссылки