Интервью омскому журналу «Мужские слабости»

Июль 13, 2007 в 19:17 Рубрики: Про нас написали

Мне доставили экземпляр омского журнала МС² с моим интервью. Когда отвечал на вопросы будущего журналиста Станислава, я не знал, что это за издание. Выяснилось, что журнал — ну очень мужской. Обнаженные модели на обложке и внутри. Мелочь, а забавно.

Александр Филюрин: человек-бренд.

Текст: Станислав Зиганшин

Александр Филюрин знает простой, но верный рецепт успеха. В чем его секрет? В хитрых финансовых комбинациях? В секретных «креотехнологиях»? Или в честном отношении к себе и к людям, которые его окружают? Директор одного из крупнейших рекламных агентств Новосибирска, кандидат экономических наук, президент Городского объединения рекламистов Новосибирска, легендарный новосибирский квнщик — размышляет о жизни, креативе и репутации.

— Александр Сергеевич, существует такое утверждение: «репутация дороже денег». Для вас это теорема, аксиома или спорное утверждение?

— Для меня это, скажем так, теорема. Я согласен с этим утверждением, я могу его обосновать и доказать. Зачастую человеку… ну или там купцу, бизнесмену приходится делать выбор — выполнять обязательства (а так сложилось, что они чрезвычайно невыгодны, по финансам, например) или не выполнять. Ты обещал, но понял, что слишком много на себя взял. Так вот, каждый для себя решает — кто-то через «не хочу» выполняет свои обязательства, сохранив при этом репутацию, кто-то жертвует репутацией, но сохраняет деньги. В краткосрочной перспективе второй способ выгоднее. Ну, потерял ты репутацию, но зато деньги-то сохранил. В долгосрочной перспективе выгодней потерять деньги сегодня, но сохранить репутацию. Когда говорят «честь дороже денег» — это более точная формулировка — на самом деле заботятся не только о чести, но и о будущих деньгах. Потому что тот, кто не сохранил честь, не сдержал слово, тот сильно сужает круг потенциальных партнеров, снижает планку доверия к себе самому. Я знаю такие примеры — людей, которые не выполняют своих обязательств. У меня напротив их фамилий стоят «галочки». Ладно, я не буду тебе ничего говорить. Ты обещал, но не сделал. Ладно, ты сэкономил три тысячи долларов. Ну и Бог с тобой. Значит, будем считать, что я заплатил эти небольшие деньги за информацию о том, кто ты такой. Но больше я не буду иметь с тобой дела. Да, и если меня кто-то спросит — стоит ли иметь дело с тобой — я тоже скажу, что была вот такая неприятная ситуация. Я не постесняюсь. Тот, кто не заботится о своей чести — тот в результате потеряет и честь и деньги.

— Справедливо ли то, что первую половину жизни человек работает на репутацию, а вторую…

— …репутация работает на него. Да, с этим трудно спорить. Половину — не половину, сначала нужно эту репутацию заработать. Ты должен доказать, что — да, ты такой, что тебе можно дать деньги, что ты не обманешь, что ты действительно хорошо что-то делаешь. Впоследствии ты уже не прикладываешь усилий к самопродвижению, у тебя все есть — известность, заказчики… Да, это именно так.

— По-вашему, репутация родителей влияет на репутацию детей? Насколько сильно?

— Я бы говорил не о репутации, образование социальный статус дает. На репутацию детей…? Наверное, да. Вообще же, большинство людей — это люди вне репутационного поля. Ведь что такое репутация? Речь идет о более или менее крупных бизнесменах и чиновниках, которые находятся в определенном информационном поле, у которых есть какой-то круг общения и некое усредненное мнение о них в этом круге.

— Обязательно ли это крупные бизнесмены?

— В школе, где учатся мои дети, работает, допустим, сто учительниц. Не знаю — у каждой ли из них есть репутация в том смысле, о котором мы сейчас говорим…

— Говорят, все продается, вопрос лишь в цене. В какую сумму вы бы оценили свою репутацию?

— Все продается? Нет, далеко не все. Я не могу купить здоровье, вот не могу купить. Есть много людей, которые хотели бы купить здоровье, но они никогда не купят, не могут. Я не могу купить молодость — это ощущение силы, яркого мира. Первичности, свежести ощущений, ПЕРВОГО РАЗА. Ты уже все попробовал. Первого раза уже не будет. Никогда, ни за какие деньги. Я не могу купить самостоятельную женскую любовь. Понимаешь, о чем я? Конечно, деньги позволяют купить статус. Статус привлекает внимание женщин. Но вот такую — просто женскую любовь, которая не связана со статусом, с деньгами — такую любовь не купишь. Нельзя купить за деньги историю. Ты не можешь никакими деньгами убедить, что ты на рынке 50 лет работаешь, если работаешь пять. Ты можешь только честно оттрубить эти 50 лет и заработать это — 50-летнюю историю или 100-летнюю. Ты не можешь купить ее задним числом. Когда говорится «всё продается, всё покупается» — а что покупается, что продается? Менты эти… прайс-лист у каждого на спине. Судьи? На лбу прайс-лист у каждого. Депутатские места — прайс-лист. Женщины? Да, покупаются. Любовь не покупается. Вот та, которая сама по себе. Искреннее чувство. И репутацию не купить, ее можно только создать.

— Чего бы вы не сделали ни за какие деньги?

— Для меня есть ценности — такие как семья, друзья, добрые партнерские отношения… С возрастом они становятся чрезвычайно ценными. Потому что количество связей, которые ты можешь обрести в возрасте — оно уменьшается. Это в молодости ты можешь подружиться с большим количеством людей. А потом ты только теряешь друзей. И вот есть у меня этот набор связей, который мне ценнее любых денег. Чисто физически я многих людей мог обмануть на деньги, и они бы ничего мне не сделали. Но зачем мне это? Мне эти люди нужны как мои партнеры, мои друзья. Ну, заработаю я еще триста тысяч долларов, ну миллион. И что? Два обеда не съешь, три кафтана не наденешь… бояре надевали по три кафтана, но мы ж не бояре… дальше Антарктиды не поедешь. А за возможность с друзьями посидеть в бане или спокойно ходить по улицам, чтобы с тобой все здоровались и все тебя любили… Я редко хожу пешком, но если сейчас пойду — в погожий летний вечер по улице Академгородка — наверное, со мной каждый десятый будет здороваться. Я не всех помню, не всех знаю, но люди будут уважительно здороваться. И деревенские вот эти отношения — это гораздо больше, гораздо ценнее, чем некие деньги. Я банальности говорю. Со временем это приобретает все большую ценность. Есть очень много людей богатых — ну сидят за своими заборами.

— С охраной, с автоматчиками…

— С автоматчиками, да. Твои охранники тебя уважают. Может, боятся. И что? Есть такие парадоксальные случаи, когда человек пытается КУПИТЬ уважение. Каким образом? У него много денег, он устраивает праздник, юбилей там… Приглашает чиновников или известных людей, выслушивает от них поздравления — это сплошь и рядом. Что он пытается? Он пытается купить уважение, повысить самооценку! Можно купить «мерседес». Нельзя купить уважение.

— Вам когда-нибудь делали компрометирующие предложения?

— Нет. А зачем?

— Ну, например — объединиться против какого-то рекламного агентства, повысить конкурентоспособность.

— Объединиться… Слиться? Обменяться акциями? Или как? Ну, это стандартная ситуация, сливаются. Это бизнес. Да, мы конкурируем. Я злой конкурент, я могу изо рта кусок вытащить. У меня были случаи, когда человек уже заглотил, уже переваривать начал, а я у него кусок вот так вытащил, желудочный сок аж капал…

— Жестко.

— Ну что значит «жестко», это конкуренция, извини. Предложи более выгодные условия. Мы на креативе зарабатываем. Предлагай более интересные решения. Наша рекламная группа — одна из крупнейших. Против нас объединяются. А компрометирующих предложений… нет, не делали.

— Чья репутация «сильнее»: человека или организации, в которой он работает?

— Это трудно отделить. Фирма — она все равно персонализируется. Очень часто людей называют по месту, где они работают — не помнят имя, помнят фирму. Говорят, например, «пЕтровские пришли» (РГ «Petra», прим. — С.З.) или «мифовские» (первые буквы названия РГ «Мелехов и Филюрин», прим. — С.З.)

— Если бы история сложилась по-другому, и вы возглавили другой бизнес — вы стали бы Александром Сергеевичем Филюриным? Вы имели бы тот же самый имидж?

— Не тот же самый. Наверное, он был бы другой. Если бы я торговал селедкой, то немного по-другому было бы. Понимаешь, мы в бизнес шли уже в зрелом возрасте, наше поколение. Мы бизнесом начали заниматься в 30 лет, а до 30 лет мы жили при социализме. Мы уже во всем сложившиеся люди. Ну, был бы «Мелехов и Филюрин. Торговля селедкой», ну было бы по-другому…

— Хорошо, тогда такой вопрос: в сухарном бизнесе Александра Ладана (генеральный директор и один из создателей компании «Сибирский Берег», прим. — С. З.) гораздо больше денег…

— Хо-хо, да, не смеши! Там, по-моему, прибыль больше миллиона долларов в месяц только.

— У вас никогда не возникало такого легкого… чувства зависти? Мысли, вроде «у Ладана-то бизнес угарней…»

— Ну… немножко возникало…

— Ведь рекламное агентство, даже крупное, таких прибылей не приносит.

— Ну да. Да…

— Вы не думали, что вот, «ах, почему я не занялся вот этим бизнесом»?

— Нет. Бизнес, ведь, идет от человека. Я хотел сразу заниматься чем-то таким… Я не хотел заниматься селедкой, не хотел торговать компьютерами. Человек будет успешен в том, в чем он конкурентноспособен. Я могу ПРИДУМЫВАТЬ. Причем очень много, плодотворно. Я плодовитый как таракан. До сих пор вспоминаю, как одна девочка спросила — я тогда в «Трубе» (джаз-бар в Новосибирске, прим. — С.З.) выступал — «а бывает такое, чтобы заказчики идеи ваши воровали?» Ну вот, думаю, опять мелкое агентство пришло. Эти мелкие агентства — там какая-нибудь девочка чего-нибудь придумает, напишет на листке и несет заказчику.., а он отказался. Она потом думает — вот, украл мою идею! Ну, такие они все — жалуются, что у них заказчики идеи воруют, все эти мелкие агентства. Да у меня этих идей как блох на бродячей собаке. Подходи, стряхну… Ну, приду я, принесу заказчику несколько вариантов — не меньше трех всегда приносим — вот, можно так, можно сяк, можно эдак… какой выбираешь? Что, ты хочешь украсть? Укради! Бери, сделай сам. Я тебе только три вектора дал. Это я могу все это дальше развернуть, придумать, захлебываясь, брызгая слюной рассказывать… я тебе только показал направление. Ты хочешь сам? — Валяй. Поэтому я не боюсь. «А вот мы сделаем фон синеньким», приносят. А потом говорят — «он украл!» Правда, зелененьким сделал, но украл у меня идею. Да что там за идея-то… Я знаю, что я могу ПРИДУМЫВАТЬ. Зачем мне торговать колбасой? Селедкой, то есть… Искать нужно то, что у тебя получается. Ту стезю, на которой ты конкурентоспособен. Иначе опять же — ты не будешь успешен. Как добиться успеха? Формула очень простая — пойми, что тебе интересно и найди место, где за это платят деньги. А большинство людей до седых волос пытаются понять, что им интересно. Найди что по душе, попытайся! Надо еще раз образование получить — еще раз получи. И тогда уже лупи в этой точке.

— Значит, если к вам Ладан подойдет завтра и скажет «Александр Сергеич, давайте с вами бизнесом махнемся? Душа просит!» Откажетесь?

— Да. Я не понимаю в сухарях. Я не хочу делать сухари. Я хочу делать рекламу.

— Человек, чья репутация для вас безупречна?

— Солженицын. Академик Лихачев. Сахаров…

Комментарии (4)

  • 1. КРЕАТИН  |  Июль 15th, 2007 в 15:00

    Хороший термин использовал корреспондент: «креотехнологии»!
    Это, по-видимому, то, что идет в ход, когда объект близок к абсолютному нулю! :-)

  • 2. Александр Филюрин  |  Июль 15th, 2007 в 17:00

    Наверное, правильнее было бы писать «креАтехнологии».
    Кстати, термин похож на слово «криохирургия». Криохирургия (греч. kryos холод + хирургия) — совокупность хирургических методов лечения, основанных на локальном замораживании тканей.

  • 3. Стас  |  Август 2nd, 2007 в 16:38

    Креатив плюс «о» плюс технологии, — стандартная словообразовательная модель. Кстати, помимо «криохирургии» существуют и «криотехнологии» — в далеком будущем, вероятно, людей будут замораживать для хранения и транспортировки. А вы, Александр Сергеевич, хотели бы быть замороженым сейчас и разморозиться лет через 100-200?

  • 4. Александр Филюрин  |  Август 3rd, 2007 в 8:16

    Нет. Пока что мне нравится быть тепленьким.

Трекбек для записи


Календарь

Июль 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Рубрики

Ссылки