Заметки об информационной войне. Статья блоггера scholar_vit

Август 23, 2008 в 07:59 Рубрики: Суждения

infowar0.jpg

Телеканалы и прочие медиа обрушили на нас лавину информации о войне в Южной Осетии. Пытаясь разобраться, где правда, а где вранье, осознал, что Первому, РТР, НТВ и примкнувшему к ним ТВ-центру не доверяю вовсе. «Единожды солгав, кто тебе поверит?» А они врут последние 5-10 лет на систематической основе. Более или менее смотреть можно РБК, Евроньюс и всякие CNN. Эти у меня пока еще не вызывают чувства брезгливости. В сети нашел статью блоггера scholar_vit
«Заметки об информационной войне», в которой моя позиция обосновывается гораздо лучше, чем я сам мог бы ее обосновать. Поэтому перепечатываю статью полностью.

infowar1.jpg

Где-то по интернету прошла такая картинка. На стене синагоги выбито золотыми буквами: «Евреи, посещение синагоги с непокрытой головой — грех, равносильный прелюбодеянию». Ниже ручкой дописано: «Евреи, не верьте. Я пробовал и то, и другое. Разница огромна».

Именно эта картинка мне вспоминается, когда я читаю некоторые рассуждения уважаемых друзей об информационном освещении грузинских событий. Известно, что разница в фактах, сообщаемых западными и российскими СМИ, больше, чем можно списать на естественную предвзятость и симпатии/антипатии наблюдателей. Например, утверждение, что происходил геноцид или не было геноцида — это серьёзная штука. Тут нельзя сказать, что на вкус и цвет товарищей нет, один видит геноцид, другой нет. Тут уж один из корреспондентов точно врет. Где-то тут, по выражению министерства обороны Украины, абсолютная брехня.

Так вот, некоторые мои российские друзья говорят, что нагло врут западные СМИ. Другие говорят, что врут и западные, и российские СМИ, а третьи с понимающим видом добавляют: «Что вы хотите, идет информационная война». И объясняют тот факт, что российским СМИ нигде, кроме России, не верят, поражением в этой самой информационной войне.

infowar2.jpg

Видит Бог, я не считаю западные вообще, и американские в частности, СМИ безгрешными. Однако между ними и российскими СМИ есть важная разница, которую очень хорошо охарактеризовал не кто иной, как Владимир Владимирович Путин (я благодарен блоггеру prof_yura за эту цитату). Он в свое время выразил удивление тому, что в Ираке не смогли найти оружие массового поражения. «Если бы я там был, — сказал Путин, — я бы непременно что-нибудь нашел». И с этим трудно не согласиться.

Надо сказать, что многие западные СМИ считают историю с иракским ОМП довольно неприятной для себя. Перед войной и в начале войны они явно «играли на Буша». Некоторые с тех пор извинились перед публикой за то, что не подвергали слова администрации достаточному сомнению и чересчур доверяли Пауэллу и Конди. Любые неясные сообщения о странных находках в Ираке толковались в пользу того, что ОМП наконец обнаружили. Собственно, многие зрители Fox News, судя по опросам, полагают, что это оружие в Ираке было. Это все очень плохо, спору нет. Но есть одно «но»: СМИ все-таки не перешли определенной черты. ОМП в Ираке они не «нашли». И — по крайней мере в том, что я видел и читал — никогда не опускали фразу «по словам администрации», говоря о ситуации. Их можно обвинить в предвзятом толковании информации, в необъективности — но никак не в массовой и наглой лжи. Не было такого.

Наши израильские друзья часто жалуются на необъективность западных СМИ и на их проарабский подход. Я не могу судить, кто прав тут или нет, но я ни разу не слышал от разумных израильтян обвинений именно в подделке данных. Если CNN сообщило, что погибло двадцать арабов, значит, их погибло двадцать, а не два. Если говорят, что погибло пятнадцать израильтян — опять же, там было пятнадцать, а не сто пятьдесят. Можно спорить, какие новости попали на первую страницу, а какие на последнюю, и почему — но никто не говорит, что эти новости высасываются из пальца в угоду политической конъюнктуре.

Вернемся к иракским ОМП. «Правильные» новости из Ирака были нужны Бушу и республиканцам — но не только. Они ещё были нужны демократическому истеблишменту. Вспомним, что большинство сенаторов-демократов голосовало ЗА применение силы в Ираке, и последующие события сильно ударили по их репутации и положению. Поэтому вранье об Ираке было бы полезно верхушке обеих партий. Но его не было. Как не было вранья и ради генерала Мушаррафа — а он, между прочим, был нашей опорой в ядерной мусульманской стране с очень опасной политической ситуацией. Тем не менее его непопулярность и нарушения им закона освещались аккуратно и четко.

И вот теперь мне предлагают поверить, что западные СМИ делают то, чего не сделали для Буша, Клинтон и многих других сильных мира сего, — делают для Михаила Саакашвили. Ради Мушаррафа, нашего друга в смертельно важном Пакистане, не врали внаглую — а ради Саакашвили в какой-то Грузии — пожалуйста!

Нет, как хотите, а я в это поверить не могу. И рад бы, да Оккам не позволяет. Гипотеза о безудержном вранье западных СМИ поэтому не может быть принята.

Рассмотрим теперь обратную гипотезу: врут российские СМИ. Есть ли у неё эмпирическое обоснование? Давайте посмотрим, врали ли российские СМИ раньше.

Я хорошо помню, как освещалась «оранжевой революции» и имел сомнительное удовольствие наблюдать пляску вокруг Катыни. Недавно я убедился, что российские СМИ врут даже переводя иноязычные тексты, где поймать их за руку совсем просто; см. знаменитое интервью Яромира Ягра и другие спортивные новости. Кстати, «освещение освещения» — репортажи в российской прессе о том, что было в западной, — тоже редкое вранье. И история с бедной девочкой, которой якобы не дали договорить, и то, что российские оценки жертв обстрела Цхинвали якобы не озвучивались — легко проверяется, что это неправда. Но если человек на моих глазах врет о том, что я знаю — какое у меня доверие к его словам о том, чего я не знаю?

При этом врут не только «пра палитеку»: почитайте типичную российскую заметку о науке («по сообщению британских ученых») или о методах борьбы со сглазом при помощи селедочной чешуи в сапогах. Человек, уважающий себя и дорожащий своей репутацией, не будет печататься рядом с такого рода материалами. А потерявший к себе уважение и соврет — не дорого возьмет.

Из этого следуют простые правила чтения прессы:

    1. Западную прессу следует читать осторожно. Если написано: «По словам Джона Смита,» — надо задуматься, кто такой Смит и почему он сказал, что сказал. С другой стороны, утверждение, что Смит говорил именно это — как правило, правда.
    2. К любым словам российской прессы — включая сводку погоды — следует относиться как к полету фантазии пишущего. Либо оплаченному, либо вызванному бескорыстным невежеством.

Из правила (2) есть важное исключение. Оно соответствует талмудическому принципу: если человек без принуждения говорит невыгодные для себя вещи, он, скорее всего, не врет. В советские времена это означало вот что: если в газете написано, что совхоз «Советы Ильича» перевыполнил план, то это могло означать что угодно — как то, что план и в самом деле перевыполнен, так и то, что там ни фига не собрали. Но если пишут, что из-за неблагоприятных погодных условий труженики села не смогли выйти на запланированные рубежи — значит, там такой звездец, что даже скрыть не получается. Точно так же, когда какой-нибудь Кокойты пишет про геноцид среди осетин, то геноцид может иметь место (никто не говорил, что грузины — белые и пушистые), а может и не иметь. Но если тот же Кокойты рассказывает, что провел этнические чистки грузин — он, скорее всего, искренен: зачем ему на самого себя дело шить?

Теперь несколько слов об информационной войне. Масса уважаемых российских друзей употребляет это сочетание. Насколько я понимаю, они имеют в виду соревнование по тому, кто громче соврет. Они явно убеждены, что именно так устроен мир — все СМИ врут по заказу политиков, а Россия долгое время дискриминировалась: ей врать не разрешали. Но теперь она встала с колен и может врать как взрослые.

Это очень опасное заблуждение. Причем опасно оно не для Запада, а для России. Я как-то имел случай обсуждать ситуацию в СССР и то, как санкционированная ложь постепенно растеклась сверху до низу. Позволю себе процитировать самого себя:

    Вместо магазинов с ложью для масс и спецраспределителя с беспримесной правдой для «тех, кому надо», образуется целая система спецраспределителей, где раздают ложь разной степени мутности для разных ступеней иерархии. […] Было предложено много объяснений того, что советская империя позорно рухнула. На мой взгляд, одним из главных факторов было полное засорение информационных каналов ложью. Как известно, у нарисованного очага не согреешься. Тем более нельзя жить в доме, где после работы пары поколений маляров в одних местах нарисован очаг, в других окно, в третьих дверь — а настоящие окна и двери тщательно закрашены под обои. В отсутствие информации на всех уровнях страна полностью потеряла управляемость.

Что ж, история, кажется, повторяется.

Комментарии (13) Оставить комментарий

  • 1. strela  |  Август 25th, 2008 в 5:54

    Единожды солгавший, кто тебе поверит? 74-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

  • 2. Крадущийся  |  Август 25th, 2008 в 9:00

    Ну положим, пляска с количеством погибших — понятна. Тем более, когда подтверждённых (по подсчёту Следственного комитета ГенПрокуратуры) погибших — 133, а по рассказам политиков — 2100 человек. Я, конечно, понимаю, что их гораздо больше, чем 133, их не может быть так мало при таких обстрелах, но и 2100 — цифра тоже взятая с потолка. Это понятно. Вопрос в другом. В чём еще врут наши СМИ? Где ложь? Я вот её что-то не вижу. Они могут скрывать как далеко зашли войска РФ в Грузию — соглашусь. Но по тому как шли бои — странно было бы уличать во лжи. Тем более, каждый день смотря CNN и BBC на языке оригинала, возникает странное чувство, что нас (простите, зрителей за рубежом) держат за идиотов. Причём альтернативных сравнений просто нет. Дело даже не в том, кто «врёт» краше, а в том, что второй «врущей» стороны просто не дают в эфиры. Так что тут, увы, я не верю западу.

  • 3. Ната Родикова  |  Август 26th, 2008 в 7:30

    Приводить в качестве примера тотальной лжи российских СМИ очевидный казус с Ягром — смешно. Любой хоккейный фанат знает, почему Ягр играет под 68-м номером, и любой, работающий в СМИ, знает, что корреспонденты-идиоты — просто ИДИОТЫ, а не вруны — есть везде, не только в российских СМИ, и о методах борьбы со сглазом пишут не только российские СМИ. И если вы предпочитаете за утренним кофе газетку, в которой про селедочную чешую, — это ваш выбор. Очередной псевдоанализ (как бы мы не относились к инфомационной войне). Для серьезных выводов нужно оперировать серьезными аргументами, а так — словоблудие.

    И кстати — «солгавши».

  • 4. Александр Филюрин  |  Август 26th, 2008 в 7:53

    Ната, пример с Ягром не является аргументом, а только иллюстрацией. Возможно, не самой удачной.
    В отличие от автора статьи я живу в России и смотрю по возможности все новости, какие успеваю и сравниваю с доступной мне реальностью. И я вижу, что три основных телеканала очевидно занимаются пропагандой, а не освещением событий. И всегда готовы на подтасовку, искажение, замалчивание а то и прямую фальсификацию. Их так и называют: «прокремлевские».
    Ты посмотри на рожу Петра Толстого. Ты ему веришь?
    Изречение Козьмы Пруткова в разных источниках по-разному приведено.

  • 5. Ната Родикова  |  Август 26th, 2008 в 8:19

    Увы, нет, не верю, никому. Передергивает и корежит с первого дня. Но с какой реальностью мы, не бывшие в Южной Осетии, можем сравнивать то, что происходит в телеке? Ну вот так, объективно, с какой? «Соев, голубчик, я уважаю вашу супругу, я глубоко ценю её вкус, но…» Это первое. А второе:
    никакое государство не может быть заинтересовано в том, чтобы его гражданам прививали чуждую ему идеологию. Это ведь очевидно, правда? Опять же, как бы мы к этому не относились. Есть ведь вещи мне понятные: государство обязано вести пропаганду, иначе не государство оно. Другой вопрос: устраивает ли нас такое государство. Ведь не том же вопрос, что нас не устраивают прокремлевские СМИ.
    А рожи, так ведь их полно не только в наших СМИ! Собратья Петра Толстого по разуму есть в любом телеящике, и в «белодомовских» СМИ мы встретим их с неменьшей частотой.

  • 6. Александр Филюрин  |  Август 26th, 2008 в 10:57

    Ты права, Наташа, в любом государстве есть СМИ, которые будут поддерживать правительство, вести пропаганду в его пользу. Разница только в том, будут ли они фальсифицировать факты в защиту своей позиции или не будут? Наши СМИ не свободны и будут фальсифицировать, их СМИ свободны и не будут. А в остальном — все везде одинаково.

  • 7. Крадущийся  |  Август 26th, 2008 в 11:47

    Я вброшу свои 50 копеек. Хочу заметить, что, увы, западные СМИ ( в частности CNN ) сильно упали в моих лояльных к CNN глазах. У них практически не было материалов БЕЗ комментариев. То есть не было материалов, которыми славилось CNN. Пропаганда-с.

  • 8. Ната Родикова  |  Август 26th, 2008 в 12:16

    Мне бы очень хотелось почитать действительно хороший анализ наших и ненаших СМИ, чтобы понять, действительно ли «их свободны и не будут». Когда языками не владеешь, то любой толмач тебе все что угодно в голову вложит. Даже такую сомнительную истину, что «их свободны». Пока приходится довольствоваться не фактами, а интуицией. А она, хоть убей, ну никак не помогает осмыслить факт, что в стране, где может быть президентом такой персонаж, как Буш, СМИ могут быть свободны. Ну это, правда, интуиция, ее не намажешь.

  • 9. Крадущийся  |  Август 27th, 2008 в 10:01

    Я считаю — прекрасная статья. По-моему, тут понятно почему пропаганда была так сильна. Потому, что это не конфликт, а банальная операция прикрытия.
    http://worldcrisis.ru/crisis/485985

  • 10. Крадущийся  |  Август 27th, 2008 в 10:02

    Простых грузин, кстати, жалко также как и осетин. Пострадали ни за грош.
    А как я мечтал опять побывать в Тбилиси (был там лет 17 назад)…. Всё пошло прахом.

  • 11. Zimin  |  Август 27th, 2008 в 11:12

    спасибо за статейку

  • 12. Крадущийся  |  Август 27th, 2008 в 13:26

    Ната, а почитайте этот ресурс: http://www.inosmi.ru
    Мне там нравится то, что можно перейти по ссылке после статьи на оригинальный ресурс и прочитать как перевели российские журналисты — хорошо или от себя что-то прибавили. Обычно переводят хорошо.

  • 13. Ната Родикова  |  Август 28th, 2008 в 10:58

    Сегодня в РР, который, как кажется, достаточно объективно освещает войну, прочитала эпизод про Fox news: в Гори эта американская компания делала постановочные сюжеты. В частности — про старушку, груженую чужими чемоданами. Замечу, что в этой же статье был приведен и пример обратной фальсификации: о том, как с подачи российского канала разнеслась новость о сожженых в церкви села Хетагурово беженцах.Корреспондент не поленился съездить в село и проверить информацию: «…к счастью, история оказалась вымыслом». Не вижу оснований не доверять РР.

Комментарии

скрыт

Немного HTML кода:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подписаться на RSS-ленту комментариев


Календарь

Август 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Сен »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рубрики

Ссылки