«Месса» Леонарда Бернстайна. Уже не месса, еще не мюзикл

Март 30, 2013 в 09:28 Рубрики: Музыка, Театр

Сходил в Новосибирский оперный на «Мессу» Леонарда Бернстайна. Великолепная музыка всех возможных стилей и направлений. Несложная музыка. И очень невнятный сюжет. По мелодике, аранжировке, картинке и происходящему на сцене более всего походит на уэбберовского «Иисуса Христа — Суперзвезду», только там привычный евангельский сюжет, а здесь нельзя понять, что происходит.

BBC, 2012, the Royal Albert Hall, London.

Еще до спектакля пытался в интернетах выяснить жанр произведения и его фабулу. Не вышло. Разобрался непосредственно в театре, прочитал в программке.

Значит так, рассказываю.

Месса — это главная служба в католическом храме, состоящая из нескольких обрядов. У православных ей соответствуют обедня и литургия. Разумеется, торжественная церковная служба испокон веков сопровождалась музыкой и песнопениями, и в какой-то момент месса оформилась, как самостоятельный музыкальный жанр. Исполняется она оркестром, органом и хором с солистами на латинском языке. 

В мессе есть пять обязательных частей (молитв), а дополнительные песнопения добавляются по воскресным, праздничным, траурным дням или иным особым поводам. Вероятно, самое известное в мире произведение этого жанра — моцартовский «Реквием», заупокойная месса. Перечислю обязательный стандарт:

1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),
2) Gloria (Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних богу),
3) Credo (Credo in unum Deum — Верую во единого бога),
4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth — Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini — Благословен грядущий во имя бога),
5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi — Агнец божий, взявший на себя грехи мира).

Леонарду Бернстайну, писавшему свою мессу к открытию Центра Кеннеди в Вашингтоне (1971), было бы скучно работать по католическому шаблону, поэтому к традиционному списку молитв, исполняемых хором, он добавил большое количество инородных номеров. Кроме того, он ушел от анонимности хора и добавил персонажей типа Жена, Муж, Бомж (первый блюз-певец), Вечный студент (третий рок-певец), Депутат (третий блюз-певец), в-общем, много их там. Будучи композитором продвинутым Бернстайн намешал в музыке всего, что знал: блюз, рок, фолк, госпел, джаз, бродвейскую мелодику, восточные мотивы и, разумеется, все классическое музыкальное наследие. Кроме того настоящая католическая месса статична — оркестр сидит, хор стоит — и Бернстайн превратил произведение в мюзикл на основе мессы.

Сюжет (я так понял из программки и субтитров на русском) разворачивается в католическом соборе. Священник по имени Селебрант начинает мессу, в собор собирается народ и поначалу все идет по плану, хвалят бога. Потом прихожане начинают по очереди исповедоваться и процессе исповеди почему-то терять веру. Тут уже начинаются вполне критические песнопения, типа «Я поверил в бога, а кто поверит в меня?». Или вот, например: «Половина людей под кайфом, другая половина ждет следующих выборов. Половина людей утонула, другая плывет в неверном направлении. Они называют это: славная жизнь!». Под влиянием маловеров священник Селебрант тоже начинает сомневаться в боге и поет про кровь христову (вино для причастия): «Посмотри, разве это не странно? Красное вино не красное вовсе. Это оттенок коричневого, коричнево-синий». Не очень веский повод для сомнений в вере, на мой взгляд, но в результате перенесенных потрясений все постепенно падают на пол. Потом приходит Мальчик (персонаж такой) и исполняет гимн «Пойте богу секретную песню», отчего священник и прихожане резко восстанавливаются в вере, теряют все сомнения и начинают подпевать Мальчику. И тут наступает торжественный финал: аллилуйя и аминь.

 

 

Неточная выдержка из буклета, купленного в театре.

Бернстайн и Шварц (соавтор текста) представляли себе мессу не как концертное, а как полностью поставленное драматическое действие. Они совместили священные и светские тексты, использовали традиционную литургическую последовательность как фундаментальную структуру и добавили к ней медитации (фрагменты рефлексии) и эпизоды на английском языке, в которых подвергается сомнению богослужение. Взяв за основу католический обряд со множеством ритуалов, который должен исполняться слово в слово (Тридентская Месса), они сопоставили ее еврейскому обычаю спора с богом.

Немного о новосибирской постановке.

Сделано все добротно. На сцене я насчитал 130 артистов, не считая оркестра. Голоса хороши, временами прекрасны. Костюмы в серой гамме выглядят бедновато. На специальную панель над сценой проецируется либретто на русском. Перевод отвратительный, видимо, машинный, содержит ошибки.

Сценического действа и танцев для мюзикла безусловно мало. Возможно, сюжет ограничивает, а может, у постановщика фантазия слабовата. В общем, это еще не мюзикл. Хотя, уже и не месса в традиционно-церковном понимании. 

 

Видеозаписи из Новосибирского оперного.

Комментарии (3) Оставить комментарий

  • 1. Инкогнито  |  Апрель 1st, 2013 в 23:03

    Ого. Народ не уходил?
    Я лучше «Джизус Мастая» посмотрю, не настолько продвинута.

  • 2. Надежда  |  Январь 2nd, 2014 в 23:27

    Я думаю, что Новосибирский театр Оперы и Балета может по праву гордиться постановкой «Мессы», которая очень удачна и хороша во всех смыслах. И я очень благодарна постановочной группе за то, что они создали этот сложный, многослойный спектакль здесь, в нашем театре для новосибирского зрителя. И ни к чему, как мне кажется, стараться приписать постановку к мюзиклу, измеряя количество танцев или людей на сцене. Главное — то, что остается у зрителя после спектакля.

  • 3. Аноним  |  Февраль 14th, 2014 в 12:25

    Согласна с Вами, Надежда,а обгадить можно,что угодно.

Комментарии

скрыт

Немного HTML кода:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подписаться на RSS-ленту комментариев


Календарь

Март 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рубрики

Ссылки