Экскурсия в Помпеи
В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число жертв вулкана оценить невозможно. Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.
Это трейлер голливудского фильма, снятого в жанре «пеплум». Исторической точности не ищите, но вулкан изобильно извергается. В общем, пеплум во всех смыслах этого слова.
Перед экскурсией нам выдали карты местности, радионаушники и экскурсовода с желтой ленточкой.
Большая палестра (гимнастическая школа) была построена в римскую эпоху, предназначалась для гимнастических упражнений и спортивных мероприятий. Представляла собой площадь 130 на 140 м, окружённую с трёх сторон портиком с ионическими колоннами. В центре находился бассейн (37 на 4 м) с глубиной от 1 м на западе до 3 на востоке.
Там по соседству есть еще амфитеатр (стадион), на 20 000 зрителей. Имеет размеры 135 на 104 м и в настоящее время является древнейшим известным амфитеатром. Не слишком ли много спортивных сооружений в городишке с 20 000 жителей?
Малый театр, построенный в 80 году до н. э. дуумвирами Марком Порцием и Квинктом Валгом, был покрыт четырёхскатной черепичной кровлей. Театр вмещал около 1500 зрителей, на его сцене проходили музыкальные представления и комедии. Это немного меньше, чем новосибирский оперный и значительно больше, чем новосибирская музкомедия. Там еще был большой театр на 5 тысяч зрителей. Не слишком ли много театров в городишке с 20 000 жителей?
Древние римские дороги, рассчитанные на стандартную двуконную повозку, меня поражают. Они отлично сохранились до наших дней, хотя камнях отчетливо видны колеи. Поверхность дороги использовалась в городе, как канализационных сток. Три больших камня поперек — это пешеходный переход, чтобы не запачкать сандалии.
Несмотря на палящий зной, на улицах древнего города ажиотаж. Туристическое столпотворение. Одна экскурсия наступает на пятки другой. Спрашиваю у гида: «Как вы работаете в этом бедламе?». «Очень напряженно, — отвечает. — Живем, как на вулкане!»
Дом Менандра. Большой дом (1800 м²), включавший в себя бани, конюшни, торговые помещения. Атрий был расписан сценами охоты и пейзажами. В гостиной, выходящей в атрий — сцены падения Трои. В одной из ниш перистиля хорошо сохранившееся изображение Менандра, от которого и получил имя весь дом. В полуподвале в 1930 году найдено более сотни серебряных предметов обихода и большое число монет.
2 — Атриум, центральная часть римского дома с отверстием в потолке для выхода дыма и для света. Снизу имплювий — бассейн для сбора дождевой воды. 3 — Кассандра, в древнегреческой мифологии троянская царевна, дочь Приама и Гекубы, пророчица, которой никто не верил. В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, однако Аякс Малый (не путать с Аяксом Теламонидом) изнасиловал Кассандру. 4 — Комплювий, четырёхскатный проём в крыше.
2 — Перистиль, открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. 3 — Полуподвал для хранения продуктов, например, картошки. 4 — древнегреческий комедиограф Менандр (342 до н. э.—291 до н. э.), крупнейший мастер новоаттической комедии. Написал боле 100 пьес. До нашего времени полностью (за исключением нескольких строк) дошла только комедия «Брюзга».
В Помпеях был весьма развит общепит: 89 термополиев снабжали людей горячей пищей, поэтому многие дома в Помпеях не имели кухни. Термополии были чаще всего маленькими помещениями, которые выходили на улицу прилавком. Блюда разогревались с помощью нескольких объёмных сосудов с водой или больших чанов, встроенных в прилавок, содержимое которых подогревалось на огне под сосудами. Внутри находилась печь, на которой еда варилась. Предлагаемые блюда были очень просты: горох, бобы, чечевица, также подавалось вино, смешанное с горячей водой. Посетители ели стоя, однако были обнаружены сооружения с местами для сидения или своего рода отелем с комнатами для гостей над баром.
Водоснабжение. Во времена императора Августа был построен акведук (по большей части проходивший под землёй), доставлявший в Помпеи воду из источников в Серино в количестве около 6500 м³/день. Акведук вёл к резервуару, расположенному у Везувианских ворот в наивысшей точке города (42 м над уровнем моря). К водопроводу были подсоединены дома только самых богатых горожан, остальные набирали воду из фонтанов (в настоящий момент их найдено 42), расположенных в разных частях города. Из резервуара у Везувианских ворот вода поступала в город по трём свинцовым трубам диаметром 30 см: первая предназначалась для фонтанов, вторая для терм и третья для частных владений. При недостатке воды последние две трубы могли быть перекрыты.
3 — Фрагмент свинцовой водопроводной трубы. 4 — Сортир в лупанарии.
Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 м, окружённая в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенная травертином. Она была способна вместить всё население города.
Склад археологических находок. Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого. Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город — Стабии. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. При управляющем Ф. ле Вега в 1760—1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город — не Стабии, а Помпеи.
С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.
Все самое ценное отправляется в музеи Неаполя и Рима, а простые артефакты остаются на складе, закрытом решеткой, через которую можно фотографировать.
После двухчасовой экскурсии под безжалостным италийским солнцем мы покидаем Помпеи. 8 — Античных амфор здесь так много, что в них выращивают цветочки.
1 — Извержение извержением, а обед по расписанию. 2 — Анна за свое терпение получила подарок, книгу о Помпеях. 3 — Везувий спит. Но это не означает, что он никогда не проснется. 4 — Лаборатория, находящаяся на склоне Везувия, чутко прислушивается к урчанию чрева горы. Вдруг, там опять несварение?
Что интересно, обходя сувенирные лотки рядом с Помпеями, я не обнаружил ни одного изображения знакомой с детства картины Карла Брюллова. Видимо, это полотно не является фактом итальянской культуры. Потомки римлян о нем не осведомлены.
Комментарии
Немного HTML кода:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>
Подписаться на RSS-ленту комментариев